Налоговое бремя все-таки увеличат

Смогут ли компании претендовать на налоговые вычеты при получении необоснованной выгоды

Суд разрешил налоговой службе отказывать бизнесу в вычетах НДС, если она докажет, что бизнес получил необоснованную налоговую выгоду — такое решение было принято по делу кемеровской компании «Кузбассконсервмолоко». По данным «Ведомостей», суд поддержал Федеральную налоговую службу, которая доначислила предприятию налоги, посчитав, что предприятие не может претендовать на вычеты НДС и уменьшение налога на прибыль из-за предоставления ложной информации о поставщиках.

Подробности — в справке “Ъ FM”:

Руководство комбината «Кузбассконсервмолоко» утверждало, что покупало сырое молоко у трех перекупщиков — это позволо предприятию учесть наценку этих компаний в расходах и заплатить меньше налога на прибыль, а также получить вычеты по НДС. Однако в ходе проверки налоговая установила, что посредники были фиктивными, а молоко на самом деле поставлялось напрямую от производителей, которые были освобождены от НДС. В связи с этим налоговая доначислила предприятию 4,2 млн руб. НДС и 11,2 млн руб. налога на прибыль, а также штрафы и пени, и топ-менеджмент комбината подал в суд. Арбитражный суд Кемеровской области посчитал убедительными доказательства того, что посредники были фиктивными, и оставил доначисления по НДС в силе, отменив при этом доначисления по налогу на прибыль — судья постановил, что компания в любом случае понесла расходы на поставки молока, хотя отношения с производителями и не были оформлены должным образом. ФНС с этим не согласилась, подала апелляцию и выиграла ее.

Это постановление отличается от других решений по аналогичным спорам, и его вполне можно оспорить, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Марина Костина: «Я знаю немало судебных актов, связанных со спорами с налоговыми органами, в рамках которых признавался установленным фиктивный документооборот с определенными контрагентами и налоговый орган отказывал в предоставлении вычета по НДС, но при этом суммы по налогу на прибыль не увеличивались и не доначислялись. Если налоговый орган говорит о том, что компания не предоставила документы, подтверждающие расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то размер таких расходов им должен быть определен расчетным путем, и расходы все-таки должны быть учтены.

Если налоговая говорит, что сумма этих расходов завышена, то данные обстоятельства должны быть доказаны соответствующими способами. Насколько я понимаю, в рамках данного спора это условие соблюдено не было».

Какое имущество будет облагаться налогом по кадастровой стоимости

Если ФНС сможет отказывать бизнесу в налоговых вычетах при необоснованной выгоде, это существенно увеличит налоговую нагрузку на предпринимателей, считает замруководителя юридического департамента «КСК групп» Станислав Ляпцев: «Они смотрят на компанию, на штатное расписание, на передвижения транспорта, который это молоко перевозил, и на основе такого формального анализа делают вывод о том, что эта компания не могла продать это молоко. Фактически они купили его, например, у физических лиц, фермеров. Проблема в том, купив машину за 200 тыс. руб. и продав ее за 300 тыс. руб., вы получаете 100 тыс. руб. прибыли, и логично, что с этой суммы вы заплатите налог. Здесь они говорят: “вы купили машину не у того продавца, у которого мы бы хотели, поэтому платите налог с 300 тыс”. Это уже некая штрафная санкция, налоговое бремя возрастает. Таких компаний много, и они не всегда недобросовестные».

На сторону Федеральной налоговой службы встал не только суд, но и министерство финансов: в начале января ведомство направило в ФНС письмо, в котором пояснило, что предприятие не может претендовать на уменьшение налогов, если действовало недобросовестно.

Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Читайте также:  Идея бизнеса: как открыть центр по подготовки к экзаменам ЕГЭ

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Собиратели с земли русской: налоги растут вдвое быстрее зарплат

В последние три года объем уплачиваемых налогов в России рос почти вдвое быстрее зарплат. К таким выводам пришли аналитики центра «Финэкспертиза», проанализировав для «Известий» данные Росстата и Федерального казначейства за трехлетний период. Давление на кошелек оказывают три основных сбора: транспортный, имущественный и земельный. С 2015-го по 2017 год собираемость этих налогов выросла на 28%, а зарплаты только на 15%. Эксперты поясняют, что добиться увеличения поступлений сборов в бюджет можно и без роста ставок. Например, сделать базой для расчета налога на имущество его рыночную стоимость, а для земельного — объявить амнистию. Кроме того, процессы цифровизируются, и теперь собственность и доходы гражданина лучше видны налоговым органам. В следующем году размер сбора за имущество продолжит расти, а повышение НДС влечет рост косвенной фискальной нагрузки на население.

Там, где растут налоги

В середине ноября президент России Владимир Путин по итогам встречи с главой Федерации профсоюзов Михаилом Шмаковым поручил правительству проверить, растет ли фискальная и квазификскальная нагрузка на население. Кабмину предстоит проинспектировать ситуацию со сбором налогов в регионах. Президент призвал разобраться, что происходит в реальной жизни, а не на бумаге.

Президент РФ Владимир Путин на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым

Расчеты «Финэкспертизы» показали, что объем уплачиваемых россиянами налогов действительно вырос. Так, по итогам 2015 года по трем основным сборам — имущественному, земельному, и транспортному — россияне уплатили 176,24 млрд рублей, по итогам 2016-го — 180,67 млрд рублей, а по итогам 2017-го уже 225,18 млрд рублей. Легко заметить, что ускорение этого роста произошло именно в прошлом году. За три года объем собранных налогов вырос почти на треть, и доходы граждан не успевают за этим трендом. По данным Росстата, среднемесячная зарплата в 2015-2017 годах выросла только на 15% и составила 39,17 тыс. рублей.

Это далеко не вся нагрузка: нужно учитывать подоходный налог в 13%. Однако он не менялся с 2001 года. Основной вклад в рост фискального бремени за последние годы внес имущественный сбор, который стал рассчитываться по новым правилам — исходя из кадастровой стоимости жилья, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Раньше для его расчета использовалась инвентаризационная стоимость, однако реформа этого сбора приблизила налоговую базу к рыночной стоимости, из-за чего сумма начала очень быстро расти.

Квартира, дача и машина

Действительно, налог на имущество сильнее других ударил по кошелькам граждан. За три года он увеличился на 72%. В 2015-м россияне уплатили за свое имущество 30,3 млрд рублей, в 2016-м — 36,09 млрд рублей, а в 2017-м — 52,23 млрд рублей.

Посетитель в инспекции Федеральной налоговой службы РФ

Причина в реформе, которая еще не закончилась: сейчас для этого сбора действуют понижающие коэффициенты. Полностью перейти на расчет имущественного налога по кадастровой стоимости планируется в 2020 году, а пока регионы могут самостоятельно выбирать методику его расчета, пояснил главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич.

Ставка налога на имущество для жилых домов, квартир и комнат, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест и хозяйственных строений составляет 0,1% от кадастровой стоимости.

На период перехода к расчету налога от кадастровой стоимости с 2015 по 2020 год действуют понижающие коэффициенты. Фактически, в первый год граждане платили 20% налога, во второй — 40%. В этом году россияне заплатят 60% от сбора, в следующем — 80%. В 2020 году придется уплатить полный размер налога.

За землю тоже стали отдавать больше: за три года этот сбор вырос на 25,4%, причем основное увеличение пришлось на 2017 год. В 2015-м граждане уплатили 36,15 млрд рублей, в 2016-м — 35,4 млрд рублей, а в 2017-м уже 45,32 млрд рублей. Согласно Налоговому кодексу, ставка земельного сбора составляет 0,3% от стоимости земли для жилых участков или купленных в личное пользование, и 1,5% для всех остальных.

Отчасти собираемость этого налога повысила «дачная амнистия»: россияне хотели зарегистрировать свои земельные участки по старым правилам до 1 марта 2018 года, считает Богдан Зварич. «Дачной амнистией» называют закон, который позволяет приватизировать землю, а также дома и постройки по упрощенной схеме. Этот же закон продлил сроки бесплатной приватизации квартир до 1 марта 2018 года, но основная волна этого процесса все-таки пришлась на 1990-е. В результате «дачной амнистии» в России появилось множество собственников земли и построек: гражданин получил в личное пользование землю или дом, который достался ему, возможно, еще при СССР, но теперь стал его собственностью. Это влечет за собой уплату налога, но выгода очевидна — купить землю или дом будет намного дороже, чем заплатить 0,3% от стоимости.

Транспортный налог оказался наиболее стабильным, хотя его рост также приходится на 2017-й. В 2015 году владение средствами передвижения обошлись россиянам в 109,8 млрд рублей, в 2016-м — 109,2 млрд рублей, а в 2017-м — в 127,6 млрд рублей. За три года объем уплаченных сборов вырос на 16%. Сколько составит налог зависит от возраста авто и его стоимости. Сбор полностью поступает в местный бюджет, а значит, доходы региона по этой статье зависят от того, сколько автомобилей там зарегистрировано.

Налоговый тренд

Собираемость налогов в России увеличивают разными путями даже без повышения ставок. В случае со сбором на имущество его базой становится рыночная стоимость, а в случае с землей — объявляется амнистия, в результате собственников, то есть плательщиков налога, просто становится больше. Увеличение собираемости и администрирования — это тренд для России, полагает генеральный директор «Финэкспертизы» Нина Козлова. Налоговые процессы цифровизируются, доходы и имущество легче отследить. Целью является наполнение региональных бюджетов, поскольку обычно налоги в субъектах собираются плохо, говорит Нина Козлова. А без этих доходов у местных властей нет возможности финансировать расходы: приводить в порядок дороги, строить детские сады или закупать современное оборудование для медицинских центров.

Читайте также:  Бизнес не пошел: история запуска регионального онлайн-СМИ

В 2019 году следует ожидать роста налоговой нагрузки на россиян в связи с повышением ставки НДС с 18 до 20%, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. Это приведёт к дополнительному росту инфляции на 1 п.п. и продолжит оказывать давление на реальные располагаемые доходы населения, добавил эксперт. Такое же влияние на рост инфляции оказывает и девальвация рубля к доллару на фоне санкционных рисков. Однако по сравнению с другими странами фискальное бремя в России не самое высокое: традиционными лидерами по этому показателю являются Дания, Франция, Бельгия. Совокупный удельный вес налоговых поступлений в данных странах достигает 46% к ВВП, а в России — менее 33%.

«Большой брат» Мишустин пересчитает в кошельках населения каждый рубль

Контроль за финансами граждан и бизнеса при новом премьере возрастет в разы

Президент РФ Владимир Путин в своем обращении Федеральному собранию 15 января пообещал, что налоговые условия для бизнеса не будут меняться в течение шести лет после того, как в текущем году будет завершено реформирование надзорно-контрольной системы над предпринимательством. Тем не менее, назначение на пост премьер-министра главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина породило у ряда экспертов опасения в том, что теперь фискальные гайки продолжат закручивать, причем не только для бизнеса, но и для населения страны.

В то же время, крупному бизнесу опасаться налогового давления, судя по всему, не стоит. Так, на встрече с фракцией КПРФ Мишустин заявил, что прогрессивная шкала налогообложения не принесет дополнительных доходов в бюджет, так как среднего класса у нас нет и собирать повышенный налог не с кого. Что касается сверхбогатых россиян, с ними вопрос нужно решат по-другому — «большей прозрачностью и ответственностью».

Несмотря на признание того факта, что в России слишком велико количество малоимущих граждан, новый премьер также выступил против отмены налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для бедных россиян. Как передали депутаты, присутствовавшие на встрече, Мишустин назвал такой стимул «неэффективным» и «неактуальным».

Естественно, возникает вопрос, какие стимулы новый премьер считает актуальными. Обращение к его опыту на посту главы ФНС большого оптимизма в этом плане не внушает. Как сообщают СМИ, именно с подачи Налоговой службы в 2017 году готовился законопроект, который каждого дачника, выращивающего сельхозпродукцию в объемах больше чем собственное потребление, обязывал покупать патент за 20 тысяч в год и платить отчисление в соцфонды. Но тогда правительство посчитало, что это вызовет слишком большое недовольство населения, тем более что уже затевалась еще более непопулярная пенсионная реформа.

Еще одна непринятая инициатива ФНС — обязательный налог для всех граждан, в том числе безработных, не состоящих на бирже труда. Но вместо этого правительство решило переключиться на самозанятых, а идею вмененного налога отложили до лучших времен.

Если инсайдеры правы и Михаил Мишустин имел отношение к таким одиозным инициативам, можно ожидать, что теперь, когда его ничто не сдерживает, он начнет претворять их в жизнь.

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин уже говорил «СП» о том, что ожидает ужесточения налогового бремени.

«Допускаю, что сейчас мы оперативно реализуем все «светлые» идеи последнего времени вроде взимания подоходных налогов при использовании банковских карт, а также о полном контроле за финансами с использованием многочисленных информационных систем.

С крупного бизнеса сейчас взять особо нечего, за исключением нескольких широко известных компаний, которые в компетенцию нового премьер-министра вряд ли войдут. Следовательно, с малым бизнесом, разговор пойдет в духе «ребята, вы чего-то мало платите в казну». И в связи с этим еще больше ужесточатся и без того драконовские санкции в отношении бизнесменов, которые уплатили налоги не полностью или не вовремя”, — прокомментировал деятельность премьера Павел Шапкин.

Налоговый консультант, доцент кафедры экономической безопасности РГУ им. Косыгина Валерий Сенков считает, что прямое увеличение налогового бремени может и не произойти. Однако на своем посту Михаил Мишустин возьмется довести до конца цифровизацию экономики и налоговой сферы. А это приведет к тотальному контролю за финансами граждан, которым, возможно, придется отчитываться перед властями за каждую копейку несоответствия между доходами и расходами.

— Если посмотреть на международный опыт, практически нет примеров, когда бы руководитель налоговой службы становился во главе кабинета министров. Тем не менее, вся налоговая политика у нас обозначена в основополагающем документе на 2020−2024 годы. В разработке принимал непосредственное участие Михаил Мишустин, в рамках этой дорожной карты и будет развиваться наша налоговая политика.

Мне кажется, что ужесточение фискальной политики будет проходить сейчас с точки зрения цифровых технологий. Налоговые службы — это своего рода современные IT-компании. Поэтому я не предполагаю роста налогового бремени, как такового. Увеличение налогов всегда ведет к сокращению ВВП, а мы сейчас и так находимся практически на максимальном уровне налогового изъятия.

Увеличение собираемости налогов у нас идет не за счет экономического роста или расширения налоговой базы, а за счет улучшения администрирования. Практически под колпаком находится юридический сектор через систему АСК НДС-2, которая видит разрывы в связях между контрагентами. Подключена программа АИС Налог-3, интегрированная с базами данных из ЗАГСов, таможенной службы и так далее.

Далее до 2024 года будет закончена обязательная маркировка всей товарной продукции, будут внедрены онлайн-кассы. Наконец, как сказал Мишустин на встрече с фракцией КПРФ, в течение двух лет будет закончена работа по созданию реестра домохозяйств.

«СП»: — Что это значит?

— Каждое физическое лицо, точнее, семья, будет находиться в этом реестре, чтобы государство смогло четко отслеживать все входящие доходы и контролировать расходы. Лично я не вижу необходимости введения ответственности за несоответствие между доходами и расходами для обычных физических лиц и, возможно, даже, предпринимателей. Потому что эта ситуация уже будет похожа на оруэлловского «Большого брата» и станет серьезным нарушением принципа презумпции невиновности.

Но по организациям все должно быть очень прозрачно. В общей юридической среде будут находиться как ООО, ОАО, так и индивидуальные предприниматели, и банки. Работа в этом направлении будет закончена к 2024 году.

«СП»: — Могут ли быть внедрены дополнительные налоги вроде того же налога на дачников?

— Инициативы могут быть разными. По моему мнению, статья 217 Налогового кодекса, которая относится к налогам на доходы физических лиц, прямо говорит о доходах, по которым НДФЛ не начисляется. Там четко прописано, что реализация продукции, которая выращена на собственных приусадебных участках, налогом не облагается. Шансы убрать эту статью и обложить дачников налогом минимальны, тем более, что это абсолютная глупость.

Те, кто выращивают сельхозпродукцию на собственных участках, часто делают это ради хобби и радости общения с землей. В то же время, у нас есть очень бедные регионы. Как минимум в 15 регионах страны средняя заработная плата находится на уровне МРОТа. И вот там подсобное хозяйство потребляется самими людьми и является серьезным подспорьем к существованию. А то, что продается бабушками вдоль дороги, настолько мизерно, что и говорить об этом не стоит.

Вводя какой-то налог или льготу нужно понимать, каковы будут последствия. Фискальная функция от налога на участки будет совершенно несущественной. Зато недовольство и чувство отсутствия социальной справедливости в обществе вырастет на порядок.

Сейчас в обществе очень заметный запрос на разворот налоговой системы в более справедливую сторону и, думаю, власть этот запрос слышит.

«СП»: — Что вы понимаете под более справедливой налоговой системой?

— Это и прогрессивная шкала налогообложения, и отмена НДФЛ на доходы на уровне прожиточного минимума, и дальнейшая система льгот, которая свяжет налоговую среду даже с банковскими кредитными продуктами.

«СП»: — Михаил Мишустин сразу сказал, что считает прогрессивную шкалу налогообложения неактуальной для нас. Разве есть подвижки на этом направлении?

Читайте также:  Идеи для инвестиций

— Подвижки есть, потому что эта идея будируется большим количеством заинтересованных лиц. Профессиональное сообщество давно говорит о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Но я точно знаю, что и сами президент, и Михаил Мишустин, и ряд высокопоставленных чиновников категорически против этого шага.

Роль «Единой России» пока велика, другие парламентские фракции удовлетворились встречей с премьером, поэтому пока этот вопрос находится в подвисшем состоянии. Хотя на самом деле прогрессивная шкала есть во всех странах ЕС и это один из основополагающих принципов справедливости налоговой системы.

Текущий профицит бюджета не заметил бы даже введения необлагаемого минимума доходов. Все эти расчеты есть, они озвучиваются экспертами, но не эксперты принимают эти решения.

В любом случае, на первом этапе деятельности нового правительства переход на прогрессивную шкалу реализован не будет, поскольку его основа – вывод из тени всех субъектов экономической деятельности, как физических, так и юридических лиц. А нам до этого еще далеко.

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковский считает, что главной задачей нового премьера будет борьба с коррупцией и надзор за исполнением бюджета и нацпроектов.

— Должен признать, что инвестиционное сообщество ожидало, что премьером все-таки сделают Алексея Кудрина, который в последнее время активно выступает за повышение доходов населения, как катализатора роста экономики. Ведь наша главная проблема сейчас уже не геополитическая, а экономическая, логично было бы ставить на этот пост экономиста и делать технократическое правительство. Все до сих пор в небольшом недоумении от назначения Мишустина и не совсем знают, чего от него ожидать. Глава ФНС — это все же силовик, хоть и мягкий.

«СП»: — Как вы считаете, будет ли новый премьер усиливать налоговую нагрузку и проводить другие непопулярные меры в экономике?

— Мы не знаем, имеет ли Мишустин необходимую информацию, чтобы определить болевые точки в экономике и работать над ними. И будет ли он привлекать консультантов и советников в лице той же Счетной палаты или будет принимать авторитарные решения на базе того, что он видел на посту главы ФНС.

Теоретически, исходя из примера Татьяны Голиковой, которая каждый раз менялась, когда ее переводили из одного министерства в другое, можно надеяться, что Мишустин в качестве премьера постарается максимально дистанцироваться от фискальной темы, хотя бы номинально.

Хотя тот факт, что он знает все налоговые нюансы и во многом мыслит с точки зрения своего профессионального опыта, как бы где закрутить гайки и кого еще поджать, внушает некую тревогу.

Например, Мишустин уже сказал, что решено было упростить положение малого бизнеса. Однако мы это слышим каждый год, а в итоге вдруг появляются какие-то самозанятые. И мы узнаем душераздирающие истории о том, как у людей с мизерными доходами блокируют счета в виду их невыясненного происхождения. Эта декларативность всем давно надоела.

Каким образом бывший налоговик может упростить ситуацию для малого бизнеса — вопрос сакраментальный. Единственное, на что здесь можно рассчитывать, что Мишустин «переобуется», когда перейдет на пост премьера. Но, исходя из его бэкграунда, я не думаю, что малому бизнесу развяжут руки и ему станет очень хорошо. Скорее, нужно надеяться, что ему не станет хуже.

Бремя налогов: правительство не рискнет повышать НДФЛ

Российскому президенту в ходе «прямой линии» было задано сразу несколько вопросов по налоговой политике: повысят ли налоги на доходы физических лиц с привычных 13%, введут ли налог с продаж и зачем повышать налоги, чтобы потом тратить эти же деньги на меры по повышению рухнувшего уровня жизни.

Предложения по корректировке налогов в рамках плана социально-экономического развития должны быть разработаны, по данным Минфина, к 1 октября и они «потом будут стабильны на протяжении 6-летнего периода». Какие меры есть в арсенале правительства, чтобы подстегнуть экономику?

Искушение реализовать мораторий на налоговые изменения и одновременно острая необходимость получить в бюджет стабильные доходы – это, пожалуй, основная проблема, стоящая перед финансовым блоком правительства.

Последний очередной виток публичных налоговых обсуждений касался самого эффективного налога – НДС и того, какая именно ставка этого налога может стать компромиссом для бизнеса и власти. В этом вопросе единообразия экспертных мнений нет. Одна из позиций такова: цена повышения косвенного налога не так сильно увеличивает налоговое бремя для бизнеса, как прямые налоги. А зачетно-возвратный характер НДС позволяет для добросовестных налогоплательщиков через определенное время возместить/зачесть расходы на уплату этого налога. Аргументами в пользу повышения НДС является и отлаженное администрирование налога, и то, что малый бизнес, как правило, не является его плательщиком. Одним словом, повышение НДС выглядит как самая эффективная мера для экономического блока правительства.

Повышение НДФЛ также рассматривалось как один из вариантов решения финансовых проблем правительства и очень фискально привлекательная мера, но она имеет крайне негативные социальные последствия и потому неприемлема, особенно в свете майских указов президента. Точку в дискуссии по НДФЛ вчера окончательно поставил президент: его менять не будут. «Фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным», — заявил Путин.

Действительно, наша экономика всегда реагирует повышением цен во всех секторах на изменения ставки налогов, при этом рост цен не пропорционален повышению, а является более существенным и вызывает более широкие отрицательные последствия для экономики. Для баланса текущей налоговой донастройки могут быть снижены обязательства по прямым обязательствам, но исторически снижение налогов, как правило, не приводило к массовому снижению цен, при этом не важно, как это было сделано — через снижение ставки или изменение порядка расчёта налоговой базы.

Главная потенциальная угроза для бюджета — это неисполнение социальных обязательств. Как говорил министр финансов Антон Силуанов, «если ничего не делать, то у нас на одного работающего будет приходиться два пенсионера, и никакая финансовая структура не выдержит…». В последних публичных выступлениях чиновники много говорили о том, как бюджет «может заработать», но совсем не упоминали о том, какие нужно ввести новые правила, чтобы траты бюджета были эффективными и при этом не происходило перерасхода средств. Реализация мер фискальной девальвации через повышение косвенного налога и снижение нагрузки с фонда оплаты труда и прямых налогов будет эффективна, только если сработают другие рыночные механизм.

Само по себе снижение уровня страховых взносов не всегда в международной практике обеспечивает выход работодателей из тени и переход на выплату заработной платы «вбелую». Такая же ситуация — с эффективностью меры по снижению налога на прибыль: это автоматически не обеспечивает всплеска инвестиций, хотя несколько и увеличивает инвестиционную активность юридических лиц. Здесь можно привести последний пример с ценами на бензин, когда правительство и эксперты признали, что снижение акцизов само по себе не повлечет снижения цен на бензин, а нужно предпринимать действия в сфере снижения возможности для биржевых манипуляций, которые привели бы к снижению оптовых цен на бензин. В целом от снижения акцизов на топливо можно ожидать лишь незначительный и кратковременный экономический эффект: это подтверждается международной практикой.

Кроме проблем с пенсионными обязательствами есть еще причины, из-за которых правительство может решиться на повышение НДС — это проведение бюджетного маневра в направлении перераспределения бюджетных ресурсов на инвестиции в человека и транспортную инфраструктуру, и т. п. По расчетам Института экономической политики имени Гайдара, изменение налогов даст только 1% роста ВВП в долгосрочном периоде. Таким образом, можно предполагать, что если правительство к октябрю решится только на снижение прямых налогов и повышение НДС, возможно, последует снижение уровня страховых взносов для экономики, все это не даст длительного и тем более стимулирующего экономического эффекта, но зато действительно будет достигнута некая «стабильность налоговой нагрузки», которую пообещало правительство.

Оцените статью
Добавить комментарий