Ща не вмерла бизнесмена: заработок на “квасном” патриотизме украинцев

Содержание

«Идея народосбережения». Ученый о подлинном и «квасном» патриотизме

День согласия и примирения – один из праздников в череде патриотических. Мы отмечаем День России, День флага. Понимают ли люди что они празднуют? Не воспринимают ли как дополнительный выходной?

«Никто специальных замеров не делал, но и без того понятно – все достаточно кисло, своего высокого мобилизующего предназначения они не выполняют», – считает профессор, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Виктор Чумаченко.

«Национализм любого толка противопоказан»

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Виктор Кириллович, а что такое патриотизм, для чего он нужен?

Виктор Чумаченко: Кто изучал латынь, с радостью объяснит вам, что это слово в переводе на русский означает жертвенную любовь к Отечеству, к Родине. Гораздо труднее определиться с понятием «родина», хотя слово исконно русское и в переводе не нуждается. Загляните в словари, там будет сказано, что Родиной называется страна, где ты родился. Если принять такую точку зрения, то для рожденных до 1991 года Родиной является СССР с его пятнадцатью союзными республиками, а те, кто появился на свет до 1917 года, в свое понимание Родины должны включать утраченные позднее Финляндию и Польшу. Но этого не происходит. Конечно, у многих россиян есть чувство горечи по поводу утраченных территорий, но ощущения, что утрачена Родина, нет. А все потому, что принадлежность к какой-то стране означает гражданство, а не более глубокое, почти интимное родство с тем местом, где с каждой травинкой чувствуешь «самую жгучую, самую тесную связь».

В седой древности Родина была там, где живет твой род, где ты появился на свет. А когда люди научились землепашеству, то это понятие включило в себя и землю, которая тебя кормит и которую ты готов защищать от врагов. Так из этих нехитрых понятий со временем сформировалось в человеке это высокое нравственное чувство – патриотизм. Сегодня оно зиждется и на знании родной мифологии, и на знании отечественной истории.

Для чего нужен патриотизм? Вопрос некорректный, если речь идет об истинном патриотизме. Он уже есть, он возник с развитием человечества. Но тот же вопрос правомерен, если речь идет о так называемом «казенном» патриотизме, который время от времени считают необходимым насаждать искусственно. Тогда Родиной может оказаться не только страна, но и некоторые сопредельные с нею и даже очень далекие заморские территории.

– И вот почему в Германии слово «патриотизм» считается неприличным, потому что в свое время во главе нации стоял Адольф Гитлер?

– Да, фашистская Германия – классический пример, как могут устрашающе «разбухать» красивые и такие безобидные, на первый взгляд, понятия. Начиналось ведь с возвращения в германские объятия «родных» Судетов и не менее «родной» Австрии. В итоге страна-агрессор сама оказалась на несколько десятилетий разделенной на две части, а воссоединение обошлось ей дорогой ценой. Немцы переболели страшной болезнью ложного гипертрофированного патриотизма, который был частью нацистской идеологии, и не хотят повторения.

Сегодня в западной части нашего континента худо-бедно и с большими проблемами строится единая Европа, во многом именно на немецкие деньги. Ради своего единства западные страны даже пошли на частичное ограничение своего суверенитета. И реваншистские лозунги там не в почете. Россия – испокон веков многонациональное государство. Национализм любого толка для нее противопоказан. Противоядия у нас не выработалось, а значит, есть опасность подхватить эту заразу. Тем, кто широко использует сегодня в политических целях ультра-патриотические лозунги, можно посоветовать особенно не увлекаться.

Грезы о «неньке»

– «Отчизнолюбие» – слово, характеризующее дореволюционное казачество. Современные казаки декларируют себя патриотами, но к ним приклеился ярлык «ряженые». Почему?

– Кубанский патриотизм в наши дни имеет место быть, но, правда, в ограниченных дозах. Считается, что он специально подогревался некоторыми региональными политиками в недавнем прошлом, в том числе и с помощью разыгрывания казачьей карты. Это были больше заказные наработки политтехнологов, чем естественные процессы. Но от навешивания ярлыков я бы воздержался. Кубанский патриотизм я бы сравнил с отношением к родине у малых народов России. Родиной они называют свои республики. Казачество в ходе государственного строительства в 1920-х годах могло претендовать по этническому признаку на автономный статус. Не получилось из-за неоднозначной роли в Гражданской войне. Но чувство особости осталось. В эмиграции казаки грезили больше о «Кубани-неньке», чем о потерянной империи. И сегодня у нас в крае издается журнал «Родная Кубань», а журнала «Родная Россия» я не видел.

– Но вернемся к праздникам. Часто бесконечные мероприятия – обязаловка, смысл которой – «галочка». Зачем это все простому человеку? Можно ли эти акции, парады, кстати, обременительные для бюджета, отменить?

– Так получилось, что в нашей стране политика открытости миру сменилась конфронтацией с этим миром. Это особая тема, и мы ее развивать не будем. Но в условиях бряцания оружием и взаимных угроз и на фоне тяжелого экономического кризиса основной массе населения власти уже нечего предложить, кроме патриотизма, от которого сильно попахивает квасом. Проблема тут не только политическая, но и экономическая тоже. А вообще я застал времена, когда быть патриотом было не престижно. Это не давало никаких дивидендов. Небольшие кружки маргиналов в Москве и совсем маленькие группы в провинции (типа «кубанской партии» в Краснодаре). Эти люди являли собой интеллигенцию самой высокой пробы, знали и искренне любили свой народ. Их деятельность была жертвенной. На них косились, у многих рушилась карьера, с властями возникали неприятности. И вдруг патриотизм стал официальной доктриной, и как черти из табакерки в патриоты полезли миллиардеры и миллионеры, безголосые певички и продажные журналисты. За свой патриотизм они мечтают получить право беззастенчиво грабить страну, это поощряется бесконечными наградами и прибыльными должностями для себя, жен, детей и любовниц. Навряд ли старые интеллигенты согласились бы встать с ними в один ряд. Ну, а, выражаясь вашими словами, «простому человеку» досталось право, обрядившись в мишуру, участвовать в массовках и подтанцовках.

Место под солнцем

– Есть ли сегодня интеллигенция, в том числе казачья, реально участвующая в формировании повестки дня? Вокруг чего или кого люди могут объединиться?

– Время, когда моральные авторитеты что-то значили, на что-то влияли, закончилось. Интеллигенция перестала быть совестью нации. Когда-то Пушкин гордился правом поэта «истину царям с улыбкой говорить». Сегодня главное резво добежать и в числе первых, не вникая, выразить «одобрямс». Конечно, сегодня уже и казачество понимает, что нужно менять имидж и ставит цель воспитать собственную интеллигенцию, привлекать к движению те здоровые силы, что имеются. Новое поколение придет, и ему придется уступать свое место под солнцем.

Несмотря на то, что национальная идея так и не сформулирована, нам есть во имя чего объединяться. Солженицын определил ее в свое время как идею народосбережения. Только понимать это выражение надо в широком смысле. Не просто как борьбу за физическое сохранение вымирающей нации, но и борьбу за ее духовные, моральные, культурные ценности. Если бы она была сформулирована на государственном уровне, многие поколения истинных патриотов увидели в этом цель и смысл своей жизни.

– В разобщенном и расслоенном обществе на Родину у многих горькая обида. Но далеко не все готовы ее бросить, даже если есть возможность уехать за границу, почему?

– Уехали дети наших главных «патриотов», уехали те, кто мечтает о достойной жизни, которая здесь гарантирована только избранным, ученые, которые не могут реализовать на Родине свои таланты… Но Россия велика, и большинство все равно никуда не уедет, даже если будет только хуже, потому что возможность каждый день говорить по-русски, ходить по родной земле, растить в любви к ней своих детей для них многого стоит. И на них вся наша надежда.

О квасе, экономике Крыма и квасном патриотизме

Специально для Крым.Реалии

Инвестор из Сибири, ранее воевавший против Украины на Донбассе, планирует построить в Крыму пять заводов по производству кваса. Какие заводы построены в Крыму за пять лет и почему серьезные инвесторы не вкладываются в «​серую зону»?

Сибирский инвестор планирует открыть в Крыму пять заводов по производству классического кваса. Соответствующий инвестпроект сопровождает Корпорация развития Крыма. «Корпорация помогает инвестору наладить взаимодействие с местными органами власти и подбирать участки для создания новых производств. Сейчас инвестор выбирает первую площадку в промышленной зоне муниципального образования Ялта, чтобы уже в ближайший месяц доставить на нее оборудование и начать его монтаж», – цитирует пресс-служба генерального директора Корпорации развития Наиля Габбасова.

Как сообщил инициатор проекта из российского Новосибирска Александр Илютенко, первый завод планируется строить в Ялтинском регионе (уже зарегистрировано ООО «Ялтинский квас»), затем в Алуште, Феодосии, Евпатории и Симферополе. Сырье для него будет использоваться как крымского происхождения, так и из регионов соседней России. «Таким образом, получим вертикально интегрированную структуру: от производства до конечного покупателя, что в разы повысит капитализацию компании. В 2020 году планируем полностью обеспечить прибрежный рынок и заняться развитием других направлений деятельности», – прокомментировал Илютенко.

Он отметил, что оборудование будет направлено в Крым сразу после подписания договора аренды производственной площадки. Начало выпуска продукции запланировано к майским праздникам. Всего завод будет производить 5 тысяч литров кваса в день. Квас будет реализовываться через сеть фирменных торговых точек.

От Донбасса до кваса

Новость об открытии в Крыму квасных заводов появилась также в группе «Союз Добровольцев Донбасса» в социальной сети «ВКонтакте». Потому что новосибирский предприниматель Александр Илютенко с мая по ноябрь 2014 года воевал на Донбассе на стороне сепаратистов против украинского народа в качестве командира батальонной тактической группы. Об этом сообщает новосибирский портал NGS.RU, рассказывая также о биографии «героя»: «Илютенко Александр (позывной «Палестинец») – родился в г. Чулым Новосибирской области в 1973 году, образование незаконченное высшее. В 1996 году переехал в Новосибирск. С 1999 по 2003 год работал на ВИНАПе, пройдя путь от наладчика до коммерческого директора. С 2013-го по май 2014-го – директор Кемеровского отделения компании «Сибирские сети».

Читайте также:  Политика конфиденциальности сайта

Как признается в интервью сам Илютенко, ему пришлось также повоевать и на Кавказе. Где именно и когда, не уточняет. Его страницы в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» пестрят патриотическими высказываниями на тему «русского мира».

Также Александр Илютенко является председателем совета в межрегиональной общественной патриотической организации «Добровольцы». На его странице в Facebook указано, что он работает руководителем проекта «ДекоЭксперт» в ООО «Фирма «Феникс К». В соответствии с данными Rusprofile, в настоящее время это общество с ограниченной ответственностью находится в процессе ликвидации, назначен конкурсный управляющий. Основным видом деятельности «Фирмы «Феникс К» была розничная торговля обоями и напольными покрытиями в специализированных магазинах.

Каким образом руководитель проекта в магазине обоев шагнул до квасного заводчика, непонятно, ведь стоимость оборудования для одного мини-завода стартует от 2 миллионов рублей. А ведь это оборудование надо еще где-то разместить, аренду за помещения платить, сырье закупить. К слову сказать, упоминаемое Илютенко как уже зарегистрированное ООО «Ялтинский квас» в базе Rusprofile не значится.

Что намеревались построить в Крыму за пять лет

Квас, конечно, дело хорошее. Полезный напиток, богатый микроэлементами. Жажду хорошо утоляет, а потому в Крыму летом весьма любим. А какие еще заводы появились за пять лет аннексии в Крыму?

Если сделать в Google запросы «в Крыму построили завод» или «в Крыму запустили завод», поисковая система выдаст 11 миллионов 400 тысяч и 4 миллиона 240 тысяч результатов соответственно. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что более 90% новостей начинаются со слов «в Крыму хотят построить», «в Крыму планируют построить» и т.п.

Севастополь: опасный полигон

Что же «хотели» и «планировали» построить в Крыму?

Май 2014-го: «Черноморнефтегаз планирует построить в Крыму завод СПГ в 2015 году». «В планах на 2015 год строительство завода по сжижению газа, так как газ, который мы добываем, содержит много пропан-бутановой фракции. Нам нужно газ из промышленного перерабатывать в товарный, доводить до необходимых ГОСТов», – сообщил гендиректор компании А. Ильин.

«Завод по производству автобусов может быть построен в Крыму», с​ сообщали СМИ в октябре того же года. Некая компания из Юго-Восточной Азии, названия которой крымские чиновники не уточняли, намеревалась построить в Крыму завод по производству коммерческих автомобилей и автобусов.

«В Крыму хотят построить завод полимерных труб», а инвестор нашелся в Татарстане. В мае 2015 года рассказывали, что предприятие «Бахчисарайский завод полимеров» уже зарегистрировано и решается вопрос, где его расположить: под Бахчисараем или в Керчи.

«В Крыму будет построен новый завод металлоконструкций», – делилась в сентябре того же года с горожанами пресс-служба городского совета Керчи, информируя о ходе реализации проекта по возведению предприятия, производящего металлические световые опоры.

Ноябрь 2015-го: «Немцы хотят построить в Крыму мусороперерабатывающий завод». Немецкие бизнесмены надеются построить мусороперерабатывающий завод в Крыму, а также заняться виноделием.

«В Крыму запустят в производство легкомоторные самолеты» – новость из августа 2016-го. Первые летательные аппараты должны сойти с конвейера уже в 2017 году.

В октябре 2016 года «итальянцы предложили построить в Крыму опреснительные заводы». Об этом во время визита на полуостров заявил Фабио Босио – владелец итальянской компании Brescia, специализирующейся на очистке воды.

«Концессионеров нашли: в Крыму собираются построить шесть мусороперерабатывающих заводов», – радовал в марте 2017 года жителей полуострова Сергей Аксенов.

«В Крыму запустят новый завод по производству пива», – в разгар июньской жары 2017 года сообщали СМИ, акцентируя, что начать работу завод должен в 2018 году и участие в этом примут чешские бизнесмены.

В июле 2017-го крымчан ошарашила новость, что «завод стройматериалов в Крыму могут построить инвесторы-саудиты», а «возможные проекты с властями республики обсудила делегация представителей бизнеса этой страны во главе с советником одного из членов королевской семьи».

КР в YouTube
КР в Facebook
КР в мобильном

В апреле 2018 года, в преддверии летнего сезона, сообщалось, что «Крым запускает собственную фабрику по производству мороженого» в Феодосии. Но в августе того же года инвестор решил перенести строительство в Севастополь.

«Завод по производству стеклотары построят в Крыму за 1,2 миллиарда рублей» – он будет мощностью 120 миллионов бутылок в год и полностью закроет потребности местных виноделов в качественной таре. Май 2018 года, ООО «Крымская стекольная компания».

Сентябрь 2018 года: «В Крыму хотят построить завод по переработке рыбы». Сибирский бизнес готов инвестировать в создание современного завода по переработке рыбы на Крымском полуострове. Об этом заявил руководитель предприятия «Билет Омск» Дмитрий Машкин.

Тоже сентябрь 2018 года: «В Армянске собираются построить новый завод». Предприятие будет заниматься нейтрализацией кислотных сточных вод, которые образуются в результате деятельности завода «Крымский титан», сообщил глава российского правительства Крыма Сергей Аксенов.

И из последних новостей.

Январь 2019-го: «В Крыму хотят построить завод по производству керамической плитки». По словам вице-премьера Крыма Михаила Селезнева, к строительству планируют привлечь один из крупнейших в Европе заводов Lasselsberger Ceramics.

Разумеется, ни один из обещанных заводов не был построен. Можно не сомневаться, правда, что после аварии на «Крымском титане» предпринять какие-то действия владельца заставит сложившаяся ситуация, но найдется ли в России необходимое оборудование – большой вопрос.

Какие заводы для Крыма построила Россия

В декабре 2015 года в Симферополе открыли первый в Крыму завод по производству строительных газобетонных блоков. Но, как рассказал инвестор и девелопер Евгений Кабанов, проектирование начинали «еще при Украине».

С началом строительства Керченского моста и трассы «Таврида» в Керчи заработал бетонный завод, а в Севастополе – асфальтовые заводы. Последние – перемещаемые, их легко демонтировать и перевезти на новое место, необходим только земельный участок и коммуникации.

Также для трассы «Таврида» Воронежский завод минерального порошка (ВЗМП) в 2017 году построил завод в Феодосии и еще один планирует возвести рядом с Симферополем.

В апреле 2017 года в Евпатории официально начал работу крымский кабельный завод «Евкабель».

В декабре 2018 года в Севастополе запустили новый винодельческий завод «Золотой Балки» с использованием итальянского оборудования.

Также рядом с Симферополем введен в эксплуатацию завод по производству бутилированной воды, газированной воды и газнапитков ООО «Гольфстрим-Инжиниринг».

Как видим, санкции не позволяют России построить в Крыму предприятия со сколько-нибудь серьезными технологиями и оборудованием. А обеспечивающие российскую «стройку века» в Крыму предприятия стройматериалов, а также высокорентабельные и легкоперевозимые на другое место предприятия пищевой промышленности – скорее, исключение, чем правило.

Российские власти Крыма, между тем, могут и дальше проявлять квасной, он же лапотный, он же ура-патриотизм, бахвалясь мнимым преодолением санкций и вставанием с колен. В этой связи пять заводов кваса Крыму очень даже в тему, а будут ли построены – покажет время. Как известно, такой патриотизм потому и называется квасным, что противопоставляется подлинному патриотизму, допускающему признание и неприятие отрицательных черт государства, а также борьбу с ними.

Андрей Покровский, крымский блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

В материале используется терминология, принятая на аннексированном Россией полуострове

«Идея народосбережения». Ученый о подлинном и «квасном» патриотизме

4 ноября россияне отметят довольно молодой для страны праздник – День народного единства.

День согласия и примирения – один из праздников в череде патриотических. Мы отмечаем День России , День флага. Понимают ли люди что они празднуют? Не воспринимают ли как дополнительный выходной?

«Никто специальных замеров не делал, но и без того понятно – все достаточно кисло, своего высокого мобилизующего предназначения они не выполняют», – считает профессор, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Виктор Чумаченко .

«Национализм любого толка противопоказан»

Светлана Лазебная , «АиФ-Юг»: Виктор Кириллович , а что такое патриотизм, для чего он нужен?

Виктор Чумаченко : Кто изучал латынь, с радостью объяснит вам, что это слово в переводе на русский означает жертвенную любовь к Отечеству, к Родине. Гораздо труднее определиться с понятием «родина», хотя слово исконно русское и в переводе не нуждается. Загляните в словари, там будет сказано, что Родиной называется страна, где ты родился. Если принять такую точку зрения, то для рожденных до 1991 года Родиной является СССР с его пятнадцатью союзными республиками, а те, кто появился на свет до 1917 года, в свое понимание Родины должны включать утраченные позднее Финляндию и Польшу . Но этого не происходит. Конечно, у многих россиян есть чувство горечи по поводу утраченных территорий, но ощущения, что утрачена Родина, нет. А все потому, что принадлежность к какой-то стране означает гражданство, а не более глубокое, почти интимное родство с тем местом, где с каждой травинкой чувствуешь «самую жгучую, самую тесную связь».

В седой древности Родина была там, где живет твой род, где ты появился на свет. А когда люди научились землепашеству, то это понятие включило в себя и землю, которая тебя кормит и которую ты готов защищать от врагов. Так из этих нехитрых понятий со временем сформировалось в человеке это высокое нравственное чувство – патриотизм. Сегодня оно зиждется и на знании родной мифологии, и на знании отечественной истории.

Для чего нужен патриотизм? Вопрос некорректный, если речь идет об истинном патриотизме. Он уже есть, он возник с развитием человечества. Но тот же вопрос правомерен, если речь идет о так называемом «казенном» патриотизме, который время от времени считают необходимым насаждать искусственно. Тогда Родиной может оказаться не только страна, но и некоторые сопредельные с нею и даже очень далекие заморские территории.

– И вот почему в Германии слово «патриотизм» считается неприличным, потому что в свое время во главе нации стоял Адольф Гитлер ?

– Да, фашистская Германия – классический пример, как могут устрашающе «разбухать» красивые и такие безобидные, на первый взгляд, понятия. Начиналось ведь с возвращения в германские объятия «родных» Судетов и не менее «родной» Австрии . В итоге страна-агрессор сама оказалась на несколько десятилетий разделенной на две части, а воссоединение обошлось ей дорогой ценой. Немцы переболели страшной болезнью ложного гипертрофированного патриотизма, который был частью нацистской идеологии, и не хотят повторения.

Читайте также:  Как открыть бизнес «дом вверх дном».

Сегодня в западной части нашего континента худо-бедно и с большими проблемами строится единая Европа, во многом именно на немецкие деньги. Ради своего единства западные страны даже пошли на частичное ограничение своего суверенитета. И реваншистские лозунги там не в почете. Россия – испокон веков многонациональное государство. Национализм любого толка для нее противопоказан. Противоядия у нас не выработалось, а значит, есть опасность подхватить эту заразу. Тем, кто широко использует сегодня в политических целях ультра-патриотические лозунги, можно посоветовать особенно не увлекаться.

Грезы о «неньке»

– «Отчизнолюбие» – слово, характеризующее дореволюционное казачество. Современные казаки декларируют себя патриотами, но к ним приклеился ярлык «ряженые». Почему?

– Кубанский патриотизм в наши дни имеет место быть, но, правда, в ограниченных дозах. Считается, что он специально подогревался некоторыми региональными политиками в недавнем прошлом, в том числе и с помощью разыгрывания казачьей карты. Это были больше заказные наработки политтехнологов, чем естественные процессы. Но от навешивания ярлыков я бы воздержался. Кубанский патриотизм я бы сравнил с отношением к родине у малых народов России . Родиной они называют свои республики. Казачество в ходе государственного строительства в 1920-х годах могло претендовать по этническому признаку на автономный статус. Не получилось из-за неоднозначной роли в Гражданской войне. Но чувство особости осталось. В эмиграции казаки грезили больше о «Кубани-неньке», чем о потерянной империи. И сегодня у нас в крае издается журнал «Родная Кубань», а журнала «Родная Россия» я не видел.

– Но вернемся к праздникам. Часто бесконечные мероприятия – обязаловка, смысл которой – «галочка». Зачем это все простому человеку? Можно ли эти акции, парады, кстати, обременительные для бюджета, отменить?

– Так получилось, что в нашей стране политика открытости миру сменилась конфронтацией с этим миром. Это особая тема, и мы ее развивать не будем. Но в условиях бряцания оружием и взаимных угроз и на фоне тяжелого экономического кризиса основной массе населения власти уже нечего предложить, кроме патриотизма, от которого сильно попахивает квасом. Проблема тут не только политическая, но и экономическая тоже. А вообще я застал времена, когда быть патриотом было не престижно. Это не давало никаких дивидендов. Небольшие кружки маргиналов в Москве и совсем маленькие группы в провинции (типа «кубанской партии» в Краснодаре ). Эти люди являли собой интеллигенцию самой высокой пробы, знали и искренне любили свой народ. Их деятельность была жертвенной. На них косились, у многих рушилась карьера, с властями возникали неприятности. И вдруг патриотизм стал официальной доктриной, и как черти из табакерки в патриоты полезли миллиардеры и миллионеры, безголосые певички и продажные журналисты. За свой патриотизм они мечтают получить право беззастенчиво грабить страну, это поощряется бесконечными наградами и прибыльными должностями для себя, жен, детей и любовниц. Навряд ли старые интеллигенты согласились бы встать с ними в один ряд. Ну, а, выражаясь вашими словами, «простому человеку» досталось право, обрядившись в мишуру, участвовать в массовках и подтанцовках.

Место под солнцем

– Есть ли сегодня интеллигенция, в том числе казачья, реально участвующая в формировании повестки дня? Вокруг чего или кого люди могут объединиться?

– Время, когда моральные авторитеты что-то значили, на что-то влияли, закончилось. Интеллигенция перестала быть совестью нации. Когда-то Пушкин гордился правом поэта «истину царям с улыбкой говорить». Сегодня главное резво добежать и в числе первых, не вникая, выразить «одобрямс». Конечно, сегодня уже и казачество понимает, что нужно менять имидж и ставит цель воспитать собственную интеллигенцию, привлекать к движению те здоровые силы, что имеются. Новое поколение придет, и ему придется уступать свое место под солнцем.

Несмотря на то, что национальная идея так и не сформулирована, нам есть во имя чего объединяться. Солженицын определил ее в свое время как идею народосбережения. Только понимать это выражение надо в широком смысле. Не просто как борьбу за физическое сохранение вымирающей нации, но и борьбу за ее духовные, моральные, культурные ценности. Если бы она была сформулирована на государственном уровне, многие поколения истинных патриотов увидели в этом цель и смысл своей жизни.

– В разобщенном и расслоенном обществе на Родину у многих горькая обида. Но далеко не все готовы ее бросить, даже если есть возможность уехать за границу, почему?

– Уехали дети наших главных «патриотов», уехали те, кто мечтает о достойной жизни, которая здесь гарантирована только избранным, ученые, которые не могут реализовать на Родине свои таланты… Но Россия велика, и большинство все равно никуда не уедет, даже если будет только хуже, потому что возможность каждый день говорить по-русски, ходить по родной земле, растить в любви к ней своих детей для них многого стоит. И на них вся наша надежда.

Золотая лихорадка. О «квасном патриотизме» и неофициальном командном зачете

Позвонил рассерженный читатель: «Вы как считаете медали?! Командный зачет определяется по золоту. Слышите, по золоту! Ваш квасной патриотизм вот где сидит. »

Все говорят о золоте. Все его считают: у Америки с Китаем чуть ли не вчетверо больше, чем у нас. У Австралии и Японии – вдвое с гаком. Газеты публикуют таблицы, в которых мы позади планеты всей – одиннадцатые на вчерашний вечер.

А почему собственно?

Почему лучшая олимпийская команда должна определяться по одному-единственному пунктику? Кто это решил? Система подсчета за последние сорок лет менялась многократно – лучшие определялись и по общей сумме медалей, и даже по сумме шести первых мест. Золото – 7 очков, серебро – 5, бронза – 4. И кто скажет, что это было несправедливо?

Команда на то и команда: каждый бьется на пределе возможностей, а возможности у всех разные. И поэтому кто-то щедро пополняет командную копилку. А кто-то по крупиночке, по зернышку. Но слава и бесславие – одни на всех. Но каждое зернышко – на вес золота!

Нам не удалось выяснить, кто и для чего в 1988 году заменил командный зачет золотым. Возможно, какой-то безымянный чиновник решил, что так будет лучше. Они, чиновники, исторически теряют голову, рассуждая о золоте. Вот и нынче Тягачев обещает 30 медалей, Колесов – 36. Золотая лихорадка захватила коллег: «Что передавать сегодня в Москву?! У нас только серебро и бронза!» – паникует в Афинах один известный телемэтр. Другой пеняет призеру-стрелку на то, что тот сорвал последний выстрел. Читатели упрекают в квасном патриотизме…

Так, может, и правда – ну их, серебряные и бронзовые цацки, если они только повод для упреков? Разыгрывать одну – зато какую! – медаль. От пьедестала отпилить две ступеньки. И биться с сильными мира сего по гамбургскому счету: все или ничего! Вот только с Димой Носовым как быть? С его кровью оплаченной бронзовой медалью? А 38-летний Вячеслав Екимов, совершивший серебряный подвиг? А рапиристы, насмерть сражавшиеся с американцами за третье место и победившие? А Стася Комарова, спасшая наше плавание от совсем уж беспредельного позора?

Позавчера Носов приходил к нам в редакцию (интервью в сегодняшнем номере) и как о само собой разумеющемся сказал: «Если врачи разрешат, завтра снова полечу в Афины. Болеть за наших!» Пока мы тут рассуждаем об арифметике, они для себя все давно решили: один за всех, все за одного. Без разделения на чемпионов и призеров. Они – одна команда. А мы все – пока еще нет.

…Пишу эту заметку, а на экране – развязка в женской спортивной ходьбе на 20 километров. На 35-градусной жаре «умирает» Олимпиада Иванова. Оглядывается, поливает голову водой. И все-таки по сантиметру достает австралийку. И обходит. И терпит, терпит до самого финиша. Крупный план: безумно уставшее, счастливое лицо…

И что, дорогой читатель, подойти к ней сейчас и посетовать? Мол, что ж это вы, гражданка, команду подводите?Какой прок с вашего внезачетного серебра? И как нам теперь догонять и перегонять Соединенные Штаты Америки?

Давайте не будем трястись в золотой лихорадке. Не конкуренты мы в золотых таблицах Америке и Китаю. Хотя уверен, подтянемся. Мы – третьи в командном зачете по количеству олимпийских медалей и настоящих олимпийцев, которые умирают, но не сдаются.

Квасной патриотизм Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Душенко Константин

Выражение «квасной патриотизм» (1827) принадлежит П.А. Вяземскому , нередко приписывалось Н.А. Полевому и широко использовалось Белинским в полемике со славянофилами. В статье рассматривается также история французского предшественника этого выражения patriotisme d’antichambre.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Душенко Константин

Kvass patriotism (petty patriotism)

The expression «kvass patriotism» (1827) belongs to P.A. Vyazemsky , often attributed to N.A. Polevoy and widely used by Belinsky in polemics with the Slavophils. The article also considers the history of the French predecessor of this expression patriotisme d’antichambre.

Текст научной работы на тему «Квасной патриотизм»

Душенко Константин® КВАСНОЙ ПАТРИОТИЗМ

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

Аннотация. Выражение «квасной патриотизм» (1827) принадлежит П.А. Вяземскому, нередко приписывалось Н.А. Полевому и широко использовалось Белинским в полемике со славянофилами. В статье рассматривается также история французского предшественника этого выражения – patriotisme d’antichambre.

Ключевые слова: крылатые слова; П.А. Вяземский; Н.А. Полевой; А.Ф. Воейков; В.Г. Белинский; Стендаль; Ж. Тюрго.

Dushenko Konstantin Kvass patriotism (petty patriotism)

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

Abstract. The expression «kvass patriotism» (1827) belongs to P.A. Vyazemsky, often attributed to N.A. Polevoy and widely used by Belinsky in polemics with the Slavophils. The article also considers the history of the French predecessor of this expression – patriotisme d’antichambre.

©Душенко К.В., 2019

Keywords: оrigin of familiar phrases; P.A. Vyazemsky; N.A. Polevoy; A.F. Voeikov; V.G. Belinsky; Stendhal; J. Turgot.

В 1941 г. В.В. Виноградов датировал выражение «квасной патриотизм» 1820-ми годами, а в качестве его наиболее вероятного автора назвал князя Петра Андреевича Вяземского [2].

«Выражение квасной патриотизм шутя пущено было в ход и удержалось», – писал Вяземский в «Старых записных книжках» [4, с. 138]. В 1827 г. в № 11 «Московского телеграфа» за подписью «Г. Р.-К.» была помещена его рецензия на книгу Франсуа Ансело «Шесть месяцев в России» (Париж, 1826). В заключении этой, весьма подробной рецензии Вяземский писал:

«Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас его можно бы назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве: в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, которого бы он народа ни был, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна. Равнодушный всем доволен, но что от него пользы? Бесстрастный в чувстве, он бесстрастен и в действии» [3, с. 244].

Читайте также:  Бизнес идеи для начинающих

Отсюда возникло выражение «квасные патриоты» – в заметке А.Ф. Воейкова «Любопытная новость», опубликованной в № 48 за 1831 г. журнала «Молва» под псевд. А. Кораблинский. Эта заметка, согласно В.В. Виноградову, была «доносом на либерализм Н.А. Полевого». Воейков писал: «Если находятся еще в России квасные патриоты, которые наперекор Наполеону почитают Лафайэта человеком мятежным и пронырливым, то пусть они заглянут в № 16 “Московского телеграфа” (на 464 стр.) и уверятся, что “Лафайэт самый честный, самый основательный человек во Французском королевстве, чистейший из патриотов, благороднейший из граждан, хотя вместе с Мирабо, Сиесом, Баррасом, Баррером и множеством других был одним из главных двигателей революции”; пусть сии квасные патриоты увидят свое заблуждение и перестанут Презренной клеветой злословить добродетель!» [цит. по: 2, с. 239].

Как бы в ответ Воейкову Николай Полевой заявил: «. Квасного патриотизма я точно не терплю, но Русь знаю, Русь люблю » (предисловие к роману «Клятва при Гробе Господнем», 1832) [6, с. 1Х]. С тех пор выражение «квасной патриотизм» нередко приписывалось Полевому [2, с. 240].

Для Воейкова выражение «квасные патриоты» было «чужим»; он использовал его иронически. Зато Белинский с начала 1840-х годов многократно использовал это выражение в полемике со славянофилами, напр.: «. У нас так много квасных патриотов, которые всеми силами натягиваются ненавидеть все европейское – даже просвещение, и любить все русское – даже сивуху и рукопашную дуэль» («Мысли и заметки о русской литературе», 1846) [1, с. 437].

В том же 1846 г. «наших так называемых квасных патриотов» осудил Гоголь: «После их похвал, впрочем, довольно чистосердечных, только плюнешь на Россию» («О лиризме наших поэтов») [цит. по: 2, с. 241].

Несколько десятилетий спустя Вяземский, словно бы продолжая мысль Белинского, замечает: «В этом [квасном] патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная» («Старая записная книжка») [цит. по: там же].

Заметим еще, что В.В. Виногорадов цитирует, вслед за Н.В. Соловьёвым эпиграмму, написанную будто бы В.А. Жуковским: «Наевшись щей, напившись кваса, / Их разобрал патриотизм. » [2, с. 238; 7, с. 64]. В действительности эта эпиграмма написана уже после смерти Жуковского. Ее автор – С.А. Соболевский; с 1921 г. она публикуется под загл. «По поводу дворянских собраний 18641865 гг.» [5, с. 57].

Близкое по смыслу выражение «казенный патриотизм» принадлежит Герцену. Обращаясь к славянофилам, он говорил: «. Ваш независимый патриотизм близко подошел к казенному» («”Колокол” и “День”», статья в «Колоколе» от 10 июля 1863 г.) [4, с. 210].

Стоит сказать еще о французском предшественнике «квасного патриотизма», поскольку этот сюжет не исследован толком ни у нас, ни во Франции.

Значение французского «le patriotisme d’antichambre» – где-то между «квасным патриотизмом» (когда речь идет о целых народах) и «местечковым патриотизмом» (когда речь идет об отдельных провинциях и городах). Вяземский, по всей вероятности, взял это выражение у Стендаля, который трижды приводил его со ссылкой на выдающегося экономиста и государственного деятеля Жака Тюрго (1727-1781). В трактате Стендаля «О любви» (1822) читаем:

«. варварский плод, нечто вроде Калибана, чудовище, исполненное бешенства и глупости: патриотизм передней, как выражался г-н Тюрго по поводу “Осады Кале”. Я видел, как это чудовище заставляло тупеть самых умных людей». «Одной из форм этого патриотизма является неумолимая ненависть ко всему иностранному» (перевод М. Левберг и П. Губера) [8, с. 152, 153].

Раннее печатное упоминание о «патриотизме передней» мы находим в сочинении Жана Антуана Кондорсе «Жизнь Вольтера» (1789). Здесь патриотизм вольтеровских трагедий противопоставляется «патриотизму передней, который ныне столь преуспел на французской сцене» [9, p. 24].

В 1812 г. был опубликован 1-й том «Литературной корреспонденции» Мельхиора Гримма – рукописного журнала XVIII в., который рассылался европейским государям. В составлении «Корреспонденции», кроме Гримма, видную роль играл Дени Дидро, причем можно полагать, что статьи о театре писал именно он. В номерах «Корреспонденции» за 1770-1771 гг. неоднократно говорилось о «патриотизме передней», всякий раз со ссылкой на Тюрго.

В январе 1770 г. на сцене «Комеди Франсез» состоялась премьера одноактной комедии Никола Шамфора «Купец из Смирны». В «Литературной корреспонденции» за этот месяц отмечалось, что в комедии больше всего раздражают «плоские и преувеличенные похвалы французскому народу, которые встречаются здесь на каждом шагу, – похвалы, на которые не скупятся наши второразрядные авторы в доказательство своего патриотизма. Г-н Тюрго, интендант Лиможа, называет это патриотизмом передней. Ничто не способно более унизить великую нацию и способствовать ее разложению, чем это нескончаемое обилие пошлых похвал » [11, p. 27].

В мартовском номере «Корреспонденции» за тот же год сообщалось о выходе в свет сборника из двух трагедий Пьера Лорана де Бел-

луа: «Гастон и Баярд» (напечатанной впервые) и «Осада Кале» (1765). О предисловии к первой из этих трагедий автор «Корреспонденции» высказался в самых нелестных выражениях и, между прочим, заметил: «Именно о Предисловии к “Гастону и Баярду”» г-н Тюрго, интендант Лиможа, сказал, что оно отдает патриотизмом передней» [11, p. 61]. (Хотя, как мы видели выше, это выражение встречалось в «Корреспонденции» двумя месяцами раньше.)

Наконец, в майском номере за 1771 г. появился отзыв на постановку «Гастона и Баярда» в «Комеди Франсез». Патриотический пафос трагедии автор «Корреспонденции» расценил как «патриотизм передней, как его называет Тюрго, столь же вульгарный, сколь и ребяческий» [11, p. 487].

Стендаль (который, несомненно, был знаком с первым томом «Корреспонденции») относил высказывание Тюрго не к «Гастону и Баярду», а к «Осаде Кале» – вероятно, потому, что эта трагедия гораздо дольше держалась в репертуаре. Во втором издании путевых очерков «Рим, Неаполь и Флоренция» (1826) Стендаль писал:

«Мудрец Тюрго, который любил свою страну и в лести ей видел лишь промысел мошенников и глупцов, назвал патриотизмом передней энтузиазм дураков, восхищавшихся пошлыми комплиментами господина де Беллуа.

Бонапарт подражал Беллуа и, пожелав поработить французов, наградил их именем “великого народа”; он находил недостойным, чтобы пишущие историю признавали изъяны или ошибки своей страны» [12, p. 250].

В трактате «О любви» Стендаль говорит о «патриотизме передней» как о свойстве итальянского национального характера, тогда как французы XIX в., вообще говоря, от этого недостатка освободились.

Проспер Мериме так не думал. В «Письме из Мадрида» от 25 октября 1830 г., опубликованном в журнале «Revue de Paris», он писал: «. патриотизм передней столь же силен в Испании, как и во Франции» [10, p. 28].

«Патриотизм передней» не стал идиомой французского языка и ныне упоминается почти исключительно в связи со Стендалем. Меткому выражению Вяземского повезло куда больше.

1. БелинскийВ.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. – 804 с.

2. ВиноградовВ.В. Квасной патриотизм // ВиноградовВ.В. История слов. – М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999. – С. 237-242. – (Дата журн. публ. статьи: 1941.)

3. Вяземский П.А. Полн. собр. соч.: В 12 т. – СПб.: С.Д. Шереметев, 1878. – Т. 1. -LX, 355 с.

4. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. – М.: АН СССР, 1959. – Т. 17. – 540 с.

5. Львов-Рогачевский В.Л. Революционные мотивы в русской поэзии. – Тула: Гос. изд-во, 1921. – 230 с.

6. ПолевойН.А. Клятва при гробе Господнем: [В 4 ч.]. – М.: Университет. тип., 1832. – Ч. 1. – LXIV, 258 с.

7. СоловьёвН.В. История одной жизни. А.А. Воейкова – «Светлана»: [В 2 т.]. -Пг.: Тип. «Сириус», 1916. – Т. 2. – 159 с.

8. Стендаль. Собрание сочинений: В 12 т. – М.: Правда, 1978. – Т. 7. – 400 с.

9. Condorcet J.-A.-N. Vie de Voltaire. – Paris: Dubisson, 1864. – 192 p.

10. Mérimée P. [Lettre] au directeur de la Revue de Raris. Madrid, 25 october // Revue de Paris. – Paris, 1831. – T. 22. – P. 28-43.

11. GrimmF.M., DiderotD. Correspondance littéraire, philosophique et critique. -Paris: F. Buisson, 1812. – T. 1. – 515 p.

12. Stendhal. Rome, Naples et Florence. – Paris: Delaunay, 1826. – T. 1. – 348 p.

1. Belinskij V.G. Poln. sobr. soch.: V 13 t. – M.: Izd-vo AN SSSR, 1955. – T. 9. -804 s.

2. Vinogradov V.V. Kvasnoj patriotizm // Vinogradov V.V. Istoriya slov. – М.: Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova RAN, 1999. – S. 237-242. (Data zhurn. publ. stat’i: 1941.)

3. VyazemskijP.A. Poln. sobr. soch.: V 12 t. – SPb.: S.D. Sheremetev, 1878. – T. 1. –

4. GercenA.I. Sobr. soch.: V 30 t. – M.: AN SSSR, 1959. – T. 17. – 540 s.

5. L’vov-Rogachevskij V.L. Revolyucionnye motivy v russkoj poezii. – Tula: Gos. izd-vo, 1921. – 230 s.

6. PolevojN.A. Klyatva pri grobe Gospodnem: [V 4 ch.]. – M.: Universitet. tip., 1832. -Ch. 1. – LXIV, 258 s.

7. Solov ‘ev N.V. Istoriya odnoj zhizni. A.A. Voejkova – «Svetlana»: [V 2 t.] – Pg.: Tip. «Sirius», 1916. – T. 2. – 159 s.

8. Stendhal. Sobranie sochinenij: V 12 t. – M.: Pravda, 1978. – T. 7. – 400 s.

9. Condorcet J.-A.-N. Vie de Voltaire. – Paris: Dubisson, 1864. – 192 p.

10. Mérimée P. [Lettre] au directeur de la Revue de Raris. Madrid, 25 october // Revue de Paris. – Paris, 1831. – T. 22. – P. 28-43.

11. Grimm F.M., Diderot D. Correspondance littéraire, philosophique et critique. -Paris: F. Buisson, 1812. – T. 1. – 515 p.

12. Stendhal. Rome, Naples et Florence. – Paris: Delaunay, 1826. – T. 1. – 348 p.

Оцените статью
Добавить комментарий