Узость туристического горлышка: грядет массовое банкротство туроператоров

Туристический рынок: до массовых банкротств далеко

Не так давно, в самом разгаре отпускного сезона, туристический рынок всколыхнули новости о финансовых проблемах, возникших сразу у двух достаточно известных российских туроператоров – долгожителей (Натали Турс», DSBW). Это послужило причиной панических настроений туристов, испугавшихся того, что проблемы могут перекинуться и на другие компании. Между тем Ростуризм успел опровергнуть вероятность наступления системного кризиса.

Здесь надо понимать, что для системного кризиса пока мало вводных данных, тогда как к банкротству той или иной компании приводит, как правило, не один фактор, а целый комплекс факторов, а также череда неверно принятых решений.

Итак, предпосылки для развития кризиса системы предоставления туристических услуг на текущий момент отсутствуют. Рост мировой экономики ускорился, в мае ВВП России увеличился на 2,1% год к году. Реальные располагаемые доходы россиян в мае 2018 года выросли на 0,3% в годовом выражении. Таким образом, в РФ наблюдается улучшение экономической ситуации и восстановление платежеспособного спроса.

Поднимается и рынок международных пассажирских перевозок, за январь-май 2018 года Росавиация зафиксировала рост пассажироперевозок российскими авиакомпаниями на 14%. При этом чартерные пассажирские перевозки авиакомпаний, работающих с крупнейшими туроператорами, выросли в среднем на 20-25%.

Тем не менее одновременное воздействие нескольких негативных факторов может легко подорвать любой туристический бизнес, в первую очередь, потому что туроператоры работают практически на грани безубыточности. По оценкам, операционная рентабельность крупных туроператоров составляет от 2 до 5%, что делает их крайне уязвимыми к любым негативным изменениям, которые, впрочем, не заставляют себя долго ждать.

Так, в 2018 году негативное влияние на деятельность туроператоров оказывали неожиданная девальвация рубля, вызванная санкциями, и резкое повышение цен на авиационное топливо. Рост курса доллара США на 12% и цен на авиакеросин к июню 2018 года мог привести к дополнительным затратам компании на туры раннего бронирования.

Хочется отметить, что совокупность вышеуказанных причин могла привести к ухудшению состояния ряда туроператоров, но к банкротству – лишь те компании, которые уже по каким-то причинам испытывали финансовые затруднения.

Между тем, хоть до массовых банкротств туроператоров еще далеко, стремительное развитие сегмента самостоятельного онлайн-бронирования с каждым годом снижает роль турагентств и туроператоров, работающих по принципу прямых продаж. Это вынуждает последних работать в режиме жесткой ценовой конкуренции (так как туристические пакеты для клиентов в итоге должны казаться выгоднее самостоятельной брони) и/или переходить к работе с онлайн-агрегаторами. Таким образом, в туристическом бизнесе грядет своего рода трансформация под требования нового времени. Те из компаний, которые смогут подстроиться под новые условия, останутся на рынке, которые нет – исчезнут.

Банкротства в туризме

Кто следующий?

Этим летом уходили и туроператоры, и турагенты, и центры бронирования, выполнявшие роль платежных посредников между первыми и вторыми. Так как впереди зима – традиционно сложный период для туротрасли, – редакция HotLine.travel решила выяснить, что предпринято по итогам крахов лета-2018, в чем причины и ждать ли новых скандалов.

Трава и динозавры

Причины очередной цепочки крахов в туризме следует искать не в сфере уголовного права, а в области экономики. Если в нулевых турбизнес активно развивался, то начиная с 2014 года рынок организованных туристических поездок порядком «сдулся». Это видно даже по официальной статистике. Если в 2014 году в Испанию наши сограждане с целью туризма съездили 1,140 тыс. раз, то в 2017-м количество поездок составило 929 тыс., т.е. налицо спад в 19%. Кстати, это еще немного. «Дно» наблюдалось в 2015 году, когда турпоток на европейских направлениях снизился едва ли не вдвое. Конечно, где-то наблюдается обратная ситуация. Например, в Доминиканскую Республику наши туристы стали ездить гораздо чаще: количество поездок за четыре года увеличилось со 160 тыс. до 230 тыс. Но не будем забывать, как достигаются эти показатели. Крупнейшие туроператоры, которые за время «тучных» нулевых обзавелись аффилированными авиакомпаниями, заинтересованы в стабильной загрузке взятых в лизинг самолетов. Минимальная цена на тур в ту же Доминикану из-за этого всё время балансирует на уровне себестоимости перевозки. Постоянный демпинг и ценовые войны истощают ресурсы туроператоров, и в итоге кто-то не выдерживает и покидает рынок. Ситуация осложняется тем, что собственники и руководители компаний не имеют бизнес-образования и зачастую точно не знают, где находится та грань, за которую ни в коем случае нельзя заступать. Финансовый учет, риск-менеджмент – всё это налажено плохо, поэтому глубина пропасти становится понятна.

Читайте также:  Идея бизнеса: как открыть магазин косметики и парфюмерии

В итоге уйти без скандала пока получается только у компаний, аффилированных с крупными иностранными холдингами. В 2009 году в России закрылся турецкий туроператор GTI, выполнив все обязательства перед туристами и партнерами. В, казалось бы, благополучном 2012 году с российского рынка ушел швейцарский концерн Kuoni, с 2007 года владевший российской компанией «Мегаполюс Турс». У европейцев так и не получилось понять, как можно системно годами работать в убыток в расчете на то, что конкурент умрет первым. В одном из интервью руководитель «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов охарактеризовал ситуацию на рынке так: динозавры съели всю траву и в отсутствии кормовой базы принялись друг за друга. Слова оказались пророческими. Разоряться начали не только туроператоры, но и авиакомпании. В 2015-м остановила работу «Трансаэро», а в 2017-м – «ВИМ-Авиа». Обе ориентировались именно на туризм.

Туристы уходят в Интернет

Бизнес-модель, выстроенная в расчете на постоянный рост выездных турпотоков, оказалась несостоятельной. Но это не единственная причина крахов. Бурное развитие интернет-торговли не обошло стороной и туризм. По словам экспертов, знакомых со статистикой выдачи виз, до 50% турпотока в ту же Испанию дают именно самотуристы, приобретающие услуги вне турпакетов. Есть все основания предположить, что тенденция продолжится. Включается такой фактор, как доверие. Вернее, его отсутствие. Зачастую покупка билета на сайте авиакомпании и бронирование отеля через Booking.com выглядят надежнее, чем обращение к профессиональным участникам туррынка – турагентам и туроператорам. Туристы просто напуганы чередой скандалов в отрасли. Аргумент о том, что банкротства затронули лишь ее малую часть (это действительно так, ведь крупные игроки устояли), действует плохо.

Лето-2018. Посадки где?

Совсем недавно, в октябре, тему крахов в туризме обсуждали на экспертном совете в Госдуме.Выступили представители Ростуризма, Управления экономической безопасности МВД России, прокуратуры. Правоохранители проверили 14 туристических компаний, которые не выполнили своих обязательств перед туристами минувшим летом. Это юрлица, работавшие под брендами PolarTour, DSBW-Tours, «Интрэвел Столешники», «Аврора-БГ», «Матрёшка-Тур», «Натали Турс» и др. В большинстве случаев состава преступления не обнаружили. Возбуждено пока только два уголовных дела, что вызвало явное неудовольствие руководителя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярёва. «Мы ждём посадки!» – заявил он, выслушав доклады правоохранителей.

Опыт лета 2014 года, когда туристические компании тоже разорялись одна за другой, показывает, что уголовные дела обычно заканчиваются ничем. Даже несмотря на широкий резонанс и административное давление, Фемида не смогла доказать злого умысла в действиях руководителей и собственников туркомпаний. Проведя под домашним арестом от нескольких месяцев до нескольких лет, все «сидельцы» 2014 года в итоге вышли на свободу. Многие из тех, кто обанкротился тогда или сейчас, проработали в туризме по 20–25 лет и даже больше. Если бы они действительно задумывали кинуть клиентов, вряд ли тянули так долго. Даже полицейские признают, что карательные меры не эффективны и не избавят рынок от недобросовестных участников. «Мы бьем по хвостам, а надо работать на упреждение», – сказал на заседании экспертного совета Олег Ким, начальник управления «П» УЭБиПК МВД России.

Что дальше?

Спрогнозировать ситуацию редакция предложила тем, кому, по их собственным словам, уже нечего терять. Карен Гончаров, в недавнем прошлом руководитель туроператора DSBW-Tours, уверен – банкротства могут затронуть любую часть туррынка. И туроператоров, и турагентов. По его словам, причина в том, что доходы населения снижаются. И в этих условиях изменилась модель поведения клиентов. Кто-то вовсе отказался от такой роскоши, как отдых в Европе или у теплого моря, и предпочитает тратить деньги на что-то более необходимое. А кто-то, как уже сказано выше, путешествует самостоятельно.

Владимир Воробьёв (экс-президент «Натали Турс») считает, что рынок дошел до такого состояния, когда отжимать доли у более мелких конкурентов крупные игроки уже не могут. Нишевых туроператоров почти не осталось. «Дальнейший процесс, возможно, пойдет по пути слияний и поглощений», – прогнозирует Воробьёв. Это не означает, что скандалы прекратятся. И тут многое будет зависеть от воли государства. «Я лично за то, чтобы навести порядок. Мне-то терять нечего», – заявил Воробьёв. Инструменты у государства есть. К туроператорам уже предъявляются очень жесткие требования (фонды «Турпомощи», фингарантии и т. д.), вопрос только в контроле за их тщательным исполнением. Что касается турагентов, то, возможно, скоро мы увидим какой-то аналог обязательного реестра и для них. Билет на право заниматься турбизнесом определенно подорожает.

В Петербурге закрылись сразу 9 турфирм, кинув туристов

Девять турагентств, «неофициально» объединенные в общую сеть «Феном», одновременно закрылись в Петербурге. Туроператорам PEGAS Touristik, TEZ Tour и TUI», чьими «уполномоченными агентствами» якобы оказались закрывшиеся фирмы, приходится расхлебывать последствия.

Читайте также:  Покупки в кризис: что делать, когда рубль падает, а на Лексус не хватает

Маркет туров и а/б

Ситуация осложняется тем, что хотя агентства и именовали себя, в частности в соцсетях, как «Феном Тур», на само деле действующие организации с таким названием в ЕГРЮЛ нет. Туристы заключали договор с неким «ООО «Развитие». При этом в числе закрывшихся турфирм – некое «Уполномоченное агентство Tez Tour в Санкт-Петербурге», которое работало в торговом комплексе на Ветеранов.

Еще один офис компании – уже на Проспекте Просвещения – действовал под брендом Pegas Touristik, об этом рассказывает «Фонтанка», ссылаясь на пострадавших туристов. Данный офис оповестил своих клиентов о закрытии по телефону.

Всего, по оценкам экспертов, у «Феном Тура» было 250-300 актуальных заявок. Половина из них частично оплачены. Остальные – либо оплачены полностью, либо не оплачены вообще. В целом, в договорах между клиентами и фирмой «Развитие» (есть в распоряжении «Фонтанки») числятся разные туроператоры. Которые, в свою очередь, пытаются помочь «свои» туристам.

Так, в TEZ Tour заявили, что руководством компании обсуждаются варианты решения сложившейся ситуации. «Бронирований туров с ближайшими датами вылета у данного агентства немного, решение по каждой заявке будет приниматься в индивидуальном порядке. TEZ Tour постарается помочь всем своим туристам, пострадавшим от прекращения деятельности агентства «Феном Тур»», – сообщили в пресс-службе компании.

Аналогично работать со «своими» туристам планируют туроператоры Pegas Touristik и «TUI Россия» – последняя советуют своим пострадавшим туристам обращаться с жалобами в петербургский офис. «TUI Россия является социально ответственным туроператором и действует в соответствии с законодательством РФ и в интересах туристов. Компания в безусловном порядке обеспечит оказание услуг всем туристам, по заявкам которых на счет туроператора поступила оплата. По заявкам, не оплаченным агентством, решение будет приниматься в индивидуальном порядке», – сообщили в компании. При этом они отмечают, что заключали агентский договор с ООО «Статус».

Как защитить туриста от банкротства туроператора

Один из старейших туроператоров России, компания «Ланта-тур», объявила о приостановке своей деятельности. Заявление руководства туристической фирмы стало неожиданностью для 600 туристов, отправляющихся по путевкам в эти выходные, и владельцев еще нескольких тысяч туров (по разным данным, от 3000 до 8000), находящихся в настоящее время за рубежом, или других, проданных «Ланта-туром» до середины февраля. Туристов выселяли из гостиниц, отказывались сажать в самолет. Как защитить путешественников от краха туристических компаний?

Мне часто звонят разгневанные туристы со словами: «Зачем нам турфирмы? Мы бы лучше сами забронировали отель и поехали!» Это, особенно в сложившейся ситуации, закономерно. Но отнюдь не выводит российского туриста из зоны риска: представьте, вы оплатили номер в гостинице через интернет, приехали, а вам отказывают — мест нет, overbooking. Такое ведь тоже случается. Что делать в такой ситуации, куда идти? Судиться на территории другой страны, как показала история с туристами Costa Concordia, весьма проблематично.

Аналогичная ситуация может случиться в любом отеле мира, например, с европейцем или американцем. Естественно, к решению вопроса моментально подключается консульство. Но, что еще важнее, европейцы смогли юридическую практику привести в соответствие с реальными случаями. Например, в 2005 году несколько десятков тысяч европейских туристов застряли на одном из курортов Таиланда. Тогда страны ЕС сумели внести изменения в законодательство. Законы Европы четко определяют ответственность отеля или авиакомпании перед потребителем, при этом не позволяя ему требовать лишнего от предпринимателей. У американцев все еще более структурировано. Если с ними что-то происходит на отдыхе, реакция американских властей настолько быстрая и четкая, что владельцы отелей предпочитают вернуть путешественникам положенное и не затягивать разбирательство. Именно поэтому инцидентов с американскими туристами на порядок меньше, чем с европейскими и тем более с российскими. Нам было бы хорошо такой опыт подробно изучить и применить.

У нас сейчас действует обязательное страхование для туроператоров. Оно позволяет компенсировать причиненный туристу ущерб, но не защищает туристическую компанию от банкротства. Самый простой путь решения проблемы без революционных мер — увеличение финансовой гарантии в 3-4 раза, до 300-400 млн рублей, причем для компаний первого эшелона.

Второй путь сложнее, но продуктивнее: ввести в туризме институт саморегулирования. Это действие заставит ввести критерии качества, которых в российском турбизнесе сейчас попросту нет. Замечу, что на Западе саморегулируемые организации (СРО) существуют с 1970-х годов. Членство в СРО там необязательно, но независимому агентству или туроператору клиенты доверяют на порядки меньше.

Я считаю, что у нас саморегулирование должно быть обязательным для всех агентств и туроператоров. Порядок и участие в СРО должны быть прописаны в отраслевом законе. Также, как на Западе, у российских СРО должен существовать компенсационный фонд для решения проблем потребителей, возникших по вине турфирмы. Каждая СРО будет установить стандарты качества и контролировать деятельность своих членов. Поскольку стандартизировать туроператорский бизнес сложно, нужно, на мой взгляд, разработать некий этический кодекс — правила обслуживания туриста. Кроме того, можно использовать так называемые «франкфуртские таблицы», в которых описаны все проблемные ситуации и размер компенсации в случае ненадлежащего исполнения туркомпанией условий договора. По приезде долго разбираться не придется: в таблицах указано, что за первое нарушение туроператор должен вернуть, условно, 20% от стоимости данного вида услуги, а за второе — 15%. И никаких споров, изматывающих судебных процедур и взаимного недовольства.

И, пожалуй, самое главное — саморегулирование позволит участникам рынка получать информацию о состоянии дел своих коллег и предотвращать такие внезапные громкие уходы с рынка, как история с «Ланта-тур» или «Капитал Тур», которые плохо отражаются на всех.

Крупнейшие банкротства российских туроператоров

3 июля один из старейших российских туроператоров — DSBW Tours — объявил о приостановке деятельности из-за финансовых проблем. Вслед за ним проблемы признал и крупный туроператор «Натали Турс»

Крупнейший туроператор со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге работал на рынке с 1990 года и являлся одним из учредителей Ассоциации туроператоров России (АТОР); в год «Нева» обслуживала до 700 тыс. туристов, предлагая им до 50 направлений по всему миру. 16 июля 2014 года оператор объявил о приостановке своей деятельности «в связи с невозможностью исполнять обязанности перед туристами и заказчиками». 4 августа 2014 года СК заявил, что проверит действия «Невы» на предмет совершения мошенничества. В конце ноября 2014 года был задержан гендиректор турфирмы Максим Пирогов, вскоре его отправили под домашний арест. О дальнейшей судьбе руководителя «Невы» не сообщалось.

Ущерб от мошеннической деятельности следствие оценило в 450 млн руб. В январе 2015 года турфирму признали банкротом.

Туроператор, специализирующийся на Греции, заявил о приостановке своей деятельности 2 августа 2014 года — на следующий день после того, как стало известно о том, что его авиаброкер «Идеал-тур» задолжал «Оренбургским авиалиниям» 1,5 млрд руб. Среди других причин своего краха руководители «Лабиринта» назвали ослабление покупательской способности рубля, негативную политическую и экономическую ситуацию, запрет силовикам выезжать за границу. Участники рынка сразу же заявили, что случай «Лабиринта» — крупнейший за последние 20 лет: только за рубежом на тот момент оставались 27 тыс. человек, и еще несколько десятков тысяч ждали выезда (по данным АТОР, около 20 тыс. человек; по данным Ростуризма, около 40 тыс. человек). Совладелец туроператора Сергей Азарсков некоторое время скрывался за границей, но был задержан в Сербии, а в апреле 2016 года его экстрадировали в Россию. СК подозревал его в мошенничестве, но о результатах расследования не сообщалось.

10 сентября 2014 года приостановил свою деятельность туроператор «Южный крест», специализировавшийся на Греции. За границей находились более 6 тыс. клиентов компании, еще около 10 тыс. успели приобрести туры. В октябре того же года учредителя и гендиректора турфирмы поместили под домашний арест. По мнению следствия, они знали о долгах компании, но продолжали собирать деньги с клиентов, вводя их в заблуждение относительно возможности выполнить взятые на себя обязательства. В декабре 2015 года компанию признали банкротом.

Восьмого сентября 2014 года о приостановке деятельности объявил крупный туроператор из Санкт-Петербурга — компания «Солвекс-турне». За рубежом находились около 9 тыс. клиентов компании, еще 8 тыс. купили туры. Объем кредиторской задолженности турфирмы составил около 325 млн руб., в октябре 2015 года ее признали банкротом.

Генерального директора «Солвекс-турне» Тамару Халецкую отправили под домашний арест по подозрению в мошенничестве. В июле 2016 года АТОР обратилась к бизнес-омбудсмену Борису Титову с просьбой вмешаться в ситуацию с руководителями нескольких разорившихся в 2014 году турфирм (упоминалась в обращении и Халецкая, отпущенная под подписку о невыезде). О результатах расследования дела не сообщалось.

3 июля 2018 года о финансовых проблемах и приостановке деятельности объявил туроператор ​DSBW Tours, работавший на рынке с 1991 года и изначально специализировавшийся на автобусных турах. По данным Российского союза туриндустрии, пострадать от действий оператора могут 1,2 тыс. человек. ​ «В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. Последние несколько лет мы честно боролись за сохранение нашего бизнеса», — написал на своей странице в Facebook основатель и владелец компании Карен Гончаров.

Оцените статью
Добавить комментарий

Последние предложения туроператоров от 25 Янв 2020 г.
44180